Инструкция по воспитанию здорового ребёнка

К услугам центров и школ раннего развития, кружков и секций, репетиторов и супер-нянь родители прибегают для того, чтобы дать нашим детям самое лучшее, сделать их умными-преумными, готовыми к школе на все сто процентов, развитыми и высокоинтеллектуальными. Но, ударившись в интеллектуальное развитие, зачастую родители уделяют слишком мало внимания развитию физическому. С первых дней своей жизни малыш оказывается в плену родительских амбиций, едва успевая переходить из кружка в кружок, от репетитора к репетитору. И только когда возникают проблемы, тема здоровья вдруг выходит на первый план. Усталость, апатия, иногда агрессия, а ещё — подверженность частым вирусным инфекциям, появление хронических заболеваний. Приходится обследовать ребёнка, искать специалистов, бесконечно лечиться. И лишь к некоторым взрослым приходит понимание того, что ребёнку нужно изменить образ жизни, и что здоровье — это самая главная составляющая любого воспитания.
 
Итак, давайте разберёмся, каким же должен быть здоровый ребёнок.
 
 

Физическое здоровье

 
Физическое здоровье — фактор очень важный. Здоровый ребёнок может постоянно посещать детский сад, а значит, не выпадать из общения, быть в курсе всех событий, постепенно осваивать учебную программу. То же касается и школьников. Часто болеющие дети, как правило, имеют немало проблем в общении, нередко отстают по учебной программе, чувствуют себя неуспешными. Поэтому совершенно очевидна связь физического здоровья и успешности ребёнка. Если у малыша ничего не болит, значит, и настроение у него хорошее, он активен, общителен и счастлив.
 
 

Психологическое здоровье

 
Несомненно, психологическое здоровье является отражением физического здоровья. Поэтому, если родители считают, что важно лишь физическое состояние ребёнка, то они глубоко ошибаются. Настроение, общее эмоциональное состояние, стрессоустойчивость, способность легко адаптироваться к новым ситуациям важны для каждого малыша.
 
Для того чтобы вырастить малыша действительно понастоящему здоровым, необходимо учитывать немалое количество факторов и выполнять ряд правил.
 

1. Соблюдать режим дня!

Наше здоровье напрямую зависит от того, сколько мы спим, достаточно ли двигаемся, как правильно чередуются физические и интеллектуальные нагрузки. Поэтому особенно важно с самых первых дней жизни ребёнка отрегулировать режим сна-бодрствования, следить за тем, чтобы ежедневно порядок действий малыша был хотя бы примерно одинаковым. Последнее важно для здоровой нервной системы ребёнка — маленькие дети с трудом переносят изменения привычного уклада жизни.
 
Многим детям, которые уже пошли в школу, очень нужен дневной отдых, даже если вам кажется, что они бодры и полны сил. Не хочет спать? Но немного полежать и послушать сказку дети, как правило, не отказываются.
 
Что же такое правильный режим дня?
 
Прежде всего, это:
  • чередование активности и отдыха;
  • регулярный приём пищи, причём так называемыми малыми дозами, когда ребёнок может кушать несколько раз в день небольшое количество пищи;
  • сон определённой, необходимой по возрасту продолжительности, когда есть чёткое время пробуждения и отхода ко сну;
  • определённое время утренней гимнастики, утренних и вечерних процедур;
  • чёткое и постоянное время проведения развивающих и обучающих занятий;
  • ежедневные продолжительные прогулки в определённое время.
 
 

2. Регулировать нагрузки!

Сегодня постоянно приходится слышать о том, что дети слишком перегружены, что школьная программа очень трудна и насыщена, и дети вообще слишком рано идут в школу. При этом у маленьких детей наблюдается снижение аппетита или, наоборот, его повышение, задержка физического развития, нарушения сна.
 
 
Чрезмерные нагрузки
 
Уверенность многих родителей в том, что ребёнка невозможно перегрузить, не просто ошибочна, но и губительна для детского здоровья. Причём не всегда последствия перегрузок видны сразу. Малыш занимается в нескольких кружках, поступает в школу не в шесть лет, а немного раньше, посещает не только общеобразовательную школу, но и музыкальную (балетную, художественную) и какое-то время всё идёт более-менее гладко. Но наступает момент, когда ребёнок вдруг становится капризным или теряет интерес к тренировкам, занятиям. Это даёт о себе знать усталость, физическое и эмоциональное переутомление. Поэтому, составляя расписание детских занятий, выбирая школы и секции, не забывайте об отдыхе, чередовании нагрузок и психологическом состоянии малыша.
 
 
Недостаточные нагрузки
 
Если нагрузок для ребёнка недостаточно, это тоже не очень хорошо, равно как и перегрузка. Маленькие дети как никто другой нуждаются в двигательной активности: бегать, прыгать, ходить, делать несложные физические упражнения не просто важно для здоровья, а необходимо. Обратите внимание: ребёнок, который ведёт не очень подвижный образ жизни, часто бывает вялым, подавленным, расстроенным. И наоборот, если малыш достаточно загружен физически, он пребывает в хорошем настроении, весел и бодр. Нужно также учитывать и то, что дошкольный и младший школьный возраст являются теми периодами, когда дети готовы впитывать довольно большой объём информации, а информационный голод делает ребёнка пассивным и подавленным.
 
 
Неправильное распределение нагрузок
 
Чаще всего в семьях наблюдается перекос в распределении нагрузок — слишком много интеллектуальных нагрузок и мало физических или наоборот. В таком случае мы говорим о том, что развитие ребёнка происходит односторонне и неравномерно. А значит, либо у него
может возникнуть гиподинамия, либо он находится в состоянии постоянной физической усталости. Поэтому задача взрослых — корректировать расписание ребёнка с учётом возможных нагрузок и особенностей малыша.